Категория

Младенцы

Поделиться

Для самых маленьких

Параметры развития малыша первого года жизни

Малыш растет и развивается, начинает реагировать на окружение и различать цвета, проявляет интерес к игрушкам и учится новым движениям. Очень важно знать какими навыками и реакциями должен обладать малыш в определенном возрасте, чтобы не упустить время и уделить внимание развитию тех или иных параметров.

1 месяц

  • Зрительные ориентировочные реакции - Плавное прослеживание движущегося предмета
  • Слуховые ориентировочные реакции - Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки)
  • Эмоции и социальное поведение - Первая улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого
  • Движения общие - Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек.)
  • Активная речь - Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

2 месяца

  • Зрительные ориентировочные реакции - Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым
  • Слуховые ориентировочные реакции -  Ищущие повороты головы при длительном звуке; поворачивает голову в сторону голоса взрослого
  • Эмоции и социальное поведение - Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним; длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке (взрослом)
  • Движения общие - Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек.)
  • Активная речь - Повторно произносит отдельные звуки

3 месяца

  • Зрительные ориентировочные реакции - Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке)
  • Слуховые ориентировочные реакции -  Ищущие повороты головы при длительном звуке; поворачивает голову в сторону голоса взрослого
  • Эмоции и социальное поведение - Ищущие повороты головы при длительном звуке; поворачивает голову в сторону голоса взрослого
  • Движения общие - Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин.)
  • Активная речь - Повторно произносит отдельные звуки
  • Движения рук и действия с предметами - Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью (расстояние между грудью ребенка и подвесной игрушкой 10-15 см)

4 месяца

  • Зрительные ориентировочные реакции - Узнает мать или близкого человека (радуется)
  • Слуховые ориентировочные реакции -  Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию
  • Эмоции и социальное поведение - Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления» (ребенок улыбается, стучит ножками, тянет ручки ко взрослому); громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение; ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему
  • Движения общие - Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого); при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе
  • Активная речь - Гулит (произносит гортанные звуки)
  • Движения рук и действия с предметами - Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки (расстояние между грудью ребенка и подвесной игрушкой 10-15 см)
  • Навыки и умения - Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку

5 месяцев

  • Зрительные ориентировочные реакции - Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
  • Слуховые ориентировочные реакции -  Узнает голос матери или близкого человека; различает строгую или ласковую интонацию обращенной к нему речи
  • Эмоции и социальное поведение - Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит
  • Движения общие - Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки
  • Активная речь - Подолгу певуче гулит
  • Движения рук и действия с предметами - Берет игрушку из рук взрослого; удерживает в руке игрушку
  • Навыки и умения - Ест с ложки полу густую и густую пищу

6 месяцев

  • Зрительные ориентировочные реакции - Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
  • Слуховые ориентировочные реакции -  По-разному реагирует на свое и чужое имя
  • Эмоции и социальное поведение - Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит
  • Движения общие - Переворачивается с живота на спину; передвигается, переставляя руки или немного подползая
  • Активная речь-  Произносит отдельные слоги (начало лепета)
  • Движения рук и действия с предметами - Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую
  • Навыки и умения - Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами; небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или чашки

7 месяцев

  • Зрительные ориентировочные реакции - Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
  • Слуховые ориентировочные реакции - По-разному реагирует на свое и чужое имя;
  • Эмоции и социальное поведение - Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит
  • Движения общие - Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)
  • Активная речь - Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3)
  • Движения рук и действия с предметами - Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее
  • Навыки и умения - Пьет из чашки, которую держит взрослый
  • Понимание речи - На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.)

8 месяцев

  • Зрительные ориентировочные реакции - Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
  • Слуховые ориентировочные реакции - По-разному реагирует на свое и чужое имя
  • Эмоции и социальное поведение - Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет
  • Движения общие - Сам садится, сидит и ложится; держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается; переступает, держась за барьер
  • Активная речь - Громко, четко и повторно произносит различные слоги
  • Движения рук и действия с предметами - Игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств; подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, стучит, вынимает и т.п.)
  • Навыки и умения - Ест сухарик, корочку хлеба, которую сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый
  • Понимание речи - На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах; по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия (без показа), например, «дай ручку», «ладушки» и пр.

9 месяцев

  • Зрительные ориентировочные реакции - Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
  • Слуховые ориентировочные реакции - Плясовые движения под плясовую мелодию
  • Эмоции и социальное поведение - Догоняет ребенка, ползет ему навстречу; подражает действиям другого ребенка, взрослого
  • Движения общие - Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за опору
  • Активная речь - Подражает взрослому повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете
  • Движения рук и действия с предметами - С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.)
  • Навыки и умения - Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; формируется навык опрятности на уровне рефлекса (спокойно относится к высаживанию на горшок).
  • Понимание речи - На вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения; знает свое имя, оборачивается на зов.

10 месяцев

  • Зрительные ориентировочные реакции - Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
  • Слуховые ориентировочные реакции - Плясовые движения под плясовую мелодию
  • Эмоции и социальное поведение - Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним
  • Движения общие - Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее; идет вперед с поддержкой за обе руки
  • Активная речь - Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете
  • Движения рук и действия с предметами - Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.; действия с предметами принимают устойчивый характер
  • Навыки и умения - Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
  • Понимание речи – по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы; по вербальной просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона», играет в прятки и др.).

  11 месяцев

  • Зрительные ориентировочные реакции - Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
  • Слуховые ориентировочные реакции - Плясовые движения под плясовую мелодию
  • Эмоции и социальное поведение - Радуется приходу детей, избирательное отношение к детям
  • Движения общие - Стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги
  • Активная речь - Произносит первые слова-обозначения, например, «дай», «мама», «биби»
  • Движения рук и действия с предметами - Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень
  • Навыки и умения - Закрепляются приобретенные в 9 месяцев умения и навыки
  • Понимание речи - По словесной инструкции выполняет разученные действия; (водит куклу, кормит собачку и пр.); появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и пр.).

12 месяцев

  • Зрительные ориентировочные реакции - Различает две контрастные формы предме­тов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого
  • Слуховые ориентировочные реакции - Плясовые движения под плясовую мелодию;
  • Эмоции и социальное поведение - Протягива­ет другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и ле­петом; ищет игрушку, спрятанную другим ребенком или взрослым.
  • Движения общие - Ходит само­стоятельно (без опоры)
  • Активная речь - Подражая взрослому, легко произно­сит новые слова; произносит 5-10 облегчен­ных слов
  • Движения рук и действия с предметами - Выполняет самостоятель­но разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит и пр.; переносит действия, разученные с одним предметом на другой (водит, кормит, баю­кает куклу, кошку, зайца и пр.)
  • Навыки и умения - Самостоятельно пьет из чашки (бе­рет ее в руки и пьет)
  • Понимание речи - Понимает (без показа) названия не­скольких предметов, действий, имена детей и взрослых; вы­полняет от­дельные пору­чения (прине­си, найди, от­дай тете, по­ложи на место и пр.); понимает слово «нельзя» (прекращает действие); некото­рые слова в понимаемой речи приобре­тают обоб­щенный ха­рактер; по вер­бальной просьбе взрослого вы­полняет разу­ченные ранее действия с иг­рушками.